Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Официальный сайт школы-интерната №38 г. Новокузнецк 

Сурдопедагог

 

 

«Как доходчиво донести слова до маленького глухою человечка, отгороженного от окружающего мира плотной стеной тишины? Как научить его читать, писать, мыслить, общаться с людьми, чувствовать себя полноценным членом общества?

Огромная родительская любовь, безграничное терпение и ум позволяют разрушить эту непроницаемую стену».

И.В. Самощенко, автор книги «Глухой ребенок. Воспитание и обучение. Опыт матери и сурдопедагога»

 

«Успешное развитие любого ребёнка – работа и обязанность семьи. Когда в семье рождается ребёнок с нарушениями слуха, за каждой его победой стоит ещё больше ежедневных усилий окружающих его людей».

Э.И. Леонгард, сурдопедагог, автор уникальной методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха.

 

Глухие и слабослышащие дети – это нормальные дети, и при условии оказания соответствующей помощи, слабослышащие дети могут развиваться по законам развития слышащего ребенка.

Проблема слуха и речи – это проблема социальная. У ребенка при данном нарушении уже ничего не болит, однако глухота создает изоляцию и нарастание вторичных дефектов. Первичным дефектом в данном случае является глухота или тугоухость, но при отсутствии условий для развития ребенка возникает вторичный дефект, в первую очередь – немота. Возникает далее даже и третичный дефект – то, что мешает человеку с нарушенным слухом адаптироваться в обществе слышащих и нарушает развитие его личности. При нарастании третичного дефекта не только общество отторгает такого человека, но и сам человек начинает отторгать общество, относиться к обществу иждивенчески. Такой человек не может строить полноценные социальные отношения, не может строить отношения в коллективах слышащих. Выход один – слухопротезирование.

Слухопротезирование, как правило, бинауральное (на оба уха), должно проводиться сразу после установления диагноза. При этом слуховые аппараты необходимы также детям с частичным нарушением слуха, с нарушением слуха в разных тональностях. Например, если ребенок не слышит высоких частот, он не имеет возможности правильно воспринимать окончания, предлоги, правильные грамматические формы и т.п.

После подбора слуховых аппаратов необходимо учить ребенка слышать, так как он вместо привычного для него восприятия вибрации оказывается в хаосе звуков. Необходимо обязательно проводить занятия по развитию речевого восприятия и дифференциации слухового различения. В систему абилитации (создания отсутствующих навыков) и реабилитации (восстановления утраченных навыков) обязательно должны быть включены родители.

Основой для овладения речью является слух, который направлен на восприятие речи. Развитие речи детей с нарушенным слухом осуществляется по законам развития речи слышащего ребенка, но в замедленном темпе и только при создании специальных условий, о которых речь пойдет ниже. Речевое общение детей с нарушением слуха возможно, реально и необходимо для предотвращения возникновения социального вывиха. При этом необходимо достигать общения не только средствами дактилологии или языка жестов, но и речевого общения, в том числе с людьми, слух которых не нарушен. В основу обучения детей с недостатками слуха положено их усиленное речевое и общее развитие на базе использования и развития остаточной слуховой функции.

Поскольку усвоение знаний невозможно без слов, без речи, то забота об общем развитии наших детей неразрывно связана с их речевым развитием, в тоже время, чем больше знаний, тем богаче речь детей.

Одно из главных условий успешности решения проблемы речевого и общего развития детей с нарушениями слуха – систематическое использование качественных слуховых аппаратов, и только родители могут обеспечить своих детей такими аппаратами, проследить за их оптимальной настройкой и регулярным употреблением в быту. Поэтому необходимо помнить, что положительные результаты достигаются лишь тогда, когда школа имеет поддержку семьи, а обучение и воспитание осуществляется в тесном содружестве педагогов и родителей.

В этом единстве ведущая и организующая роль принадлежит школе. Вместе с тем полноценное развитие личности ребенка, лишенного слуха, формирование его словесной речи и мышления во многом зависит от помощи, которую могут оказать детям их родители и другие члены семьи.

Уважаемые родители, следите, чтобы ваш ребёнок постоянно носил слуховой аппарат. Помните: при правильной настройке СА не может причинять дискомфорт. Но излишне громкая речь, обращённая к ребёнку со СА, может вызвать боль в ушах и отказ от использования СА, поэтому ваша речь должна быть нормальной громкости.

Учите дактильную азбуку и жестовый язык, чтобы быть в курсе того, что происходит в жизни вашего ребёнка.

Не злоупотребляйте жестовым языком. Вашему ребёнку нужно будет жить полноценной жизнью среди слышащих, поэтому помогайте ему тренировать слух, развивать речь, расширять кругозор, развивать любознательность, пытливость, потребность в словесном общении, интерес к книгам. Это очень нужно для его общего развития.

Уважаемые родители, в данном разделе вы найдёте рекомендации, полезные советы, сможете узнать подробно о нарушениях слуха и речи детей и много другой полезной информации касательно сурдопедагогического сопровождения детей.

Любите своего ребёнка, будьте внимательными, ласковыми и терпеливыми.

 

 

Персональные блоги сурдопедагогов

 

 

Полезные советы и материалы


Что такое слух

 

Типы потери слуха

 

Методы диагностики нарушения слуха

 

Диагностика уровня речевого развития, состояния слуха

 

О слуховых аппаратах

 

Рекомендации для родителей по развитию речи детей с нарушением слуха

 

Тактильно-вибрационный контроль за произношением

 

Учимся общению со своим ребенком (рекомендации для родителей детей с нарушением слуха)

 

Артикуляционная гимнастика

 

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

 

Макеева О.М. Использование  ИКТ на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения (из опыта работы)

 

Панфилова Е.В. Статья "Формирование речевого дыхания у детей с нарушениями слуха"

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"