Памятка по использованию слуховых аппаратов
Вторым по значимости органом чувств человека является слух. Как и через зрение, через звуки мы получаем основную информацию об окружающем мире. В последнее время наблюдается сильное снижение слуха у людей. И все чаще не только пожилым, но и детям требуется врач сурдолог.
Кто это, знают не многие, ведь эта специальность появилась в России только в 90-е годы 20 века. Технический прогресс часто является причиной снижения слуха, но он же позволяет сейчас глухим людям слышать.
Снижение или исчезновение способности к восприятию звуков приводит к тому, что человек не может свободно общаться с другими людьми, работать по выбранной ним профессии и обучаться.
Дети, которые не слышат звуков с самого рождения, не способны к развитию нормальной речи. Проблемами таких людей занимаются социальные службы, педагоги и врачи-сурдологи.
Чем занимается врач-сурдолог
Этот специалист занимается вопросами диагностики, лечения и коррекции нарушений слуха, изучает проблемы социальной адаптации и реабилитации людей, у которых существуют нарушения слуха или глухота.
Когда необходимо обратиться к врачу- сурдологу
Родителям детей в период новорожденности обратиться за консультацией к специалисту следует в таких случаях:
· Если существуют факторы риска развития тугоухости или глухоты;
· Если на первом году жизни вы заметили, что у вашего малыша снижен слух;
· В дошкольных учреждениях, когда ваш ребенок не может усвоить устный материал, если ребенок отстает в развитии речи;
· Если ребенок отстает от своих сверстников в психо-физическом развитии;
· После перенесенных заболеваний, таких как: менингит, паротит, грипп, корь;
· После аденотомии, консультация сурдолога необходима через месяц после хирургического вмешательства.
Дети школьного возраста и взрослые должны обратиться к сурдологу в таких случаях:
· после лечения инфекций, при которых применялись антибиотики;
· после черепно-мозговой травмы;
· если появилась боль в ушах, ощущения дискомфорта в слуховых проходах;
· при непереносимости громких звуков, при появлении шума и звона в ушах;
· если вы заметили снижение слуха на одно или оба уха, если появились трудности в восприятии речи окружающих вас людей.
Как проводится прием
Вначале врач выслушает ваши жалобы, также расспросит о том, какие заболевания вы перенесли, а также займется установлением наличия у пациента наследственной предрасположенности.
Следующим этапом приема доктора является проведение отоскопии, то есть осмотр уха. Затем доктор исследует слух пациента с помощью шепотной и разговорной речи. В случае необходимости он назначает дополнительное обследование, лечение или коррекцию слуха, слухопротезирует.
Врач-сурдолог проводит диагностику заболеваний среднего уха
Для проведения диагностики специалист проводит такие исследования:
· импедансометрии, которая заключается в исследовании различных патологий слуховой трубы, а также он позволяет провести скрининговую оценку улитки.
· Метод тимпанометрии позволяет оценить, насколько подвижными являются слуховые косточки и барабанная перепонка. Акустические рефлексы позволяют фиксировать сокращение внутриушных мышц.
· Проводится регистрация коротколатентных слуховых потенциалов. С помощью этой методики устанавливают порог слуха, это исследование очень эффективно для проведения ранней реабилитации слуха и речи. С помощью этой методики специалист оценивает функцию слуховых центров головного мозга и слухового нерва.
· Метод отоакустической эмиссии – это скрининговая система оценивания слуха. С помощью данного исследования врач получает сведения о работе слухового рецептора.
· Методика аудиометрии является одним из самых доступных и простых исследований. С помощью этого метода, распознают звуки различной громкости и частоты. Это обследование проводится в шумоизолированной комнате. Результаты исследования фиксируют на аудиограмме, с помощью аудиометрии врач подбирает и настраивает слуховой аппарат для пациента. Ваш успех в улучшении слуха в конечном счете зависит от того, правильно ли размещен в ухе или за ухом слуховой аппарат, как Вы обращаетесь с ним, и насколько тщательно Вы за ним ухаживаете.
(См. ПАМЯТКУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ)
Нарушение слуха
С того момента, как ребёнку был поставлен диагноз «тугоухость», у родителей, возникает множество вопросов. Первый из них: «ЧТО ТАКОЕ ТУГОУХОСТЬ?». Тугоухость может быть описана как словами, так и цифрами. Говоря о тугоухости или нарушении слуха, мы пользуемся термином «слабослышащий», если речь идет о легкой или умеренно-тяжелой потере слуха, и «глухой», если потеря слуха глубокая, а остаточный слух очень мал. Люди с врожденной тяжелой потерей слуха могут испытывать трудности в обучении правильной речи, потому что они просто недостаточно хорошо слышат голоса других людей и поэтому не могут воспроизвести их, как положено, в процессе становления речи. Они также не способны хорошо слышать собственный голос, когда пытаются говорить сами.
Степени снижения слуха
Снижение слуха делят на степени: легкая (I), умеренная (II), средняя (III), тяжелая (IV) и глухота. Существует приблизительное соответствие между децибелами потери слуха и функциональными нарушениями. В таблице, представленной на странице 9, приведены различные степени снижения слуха, уровни в децибелах и примеры звуков, соответствующих им по громкости. Каждый уровень требует своего подхода к коррекции слуха. Таблица дает лишь общее представление о проблеме. Конечный результат зависит от потребностей и возможностей ребёнка. Сурдолог сможет предложить более детальную программу реабилитации, рассчитанную исключительно на вашего ребёнка.
Степень снижения слуха |
Уровень в децибелах |
Пример громкости |
Возможные проблемы и их решение |
Нормальный слух |
До 25 дБ |
Шуршание листьев, тиканье часов |
Проблем со слухом нет. |
Тугоухость I степени |
26-40 дБ |
Тихая речь / шепот, щелканье пальцами |
Возможны проблемы восприятия тихих голосов. Положительный эффект слухопротезирования. В школе может понадобиться дополнительная поддержка (например, FM) |
Тугоухость II степени |
41-55 дБ |
Тихая / нормальная разговорная речь |
Понимает нормальную разговорную речь, если собеседник находится рядом. Нуждается в слухопротезировании. В школе может понадобиться дополнительная поддержка (например, FM) |
Тугоухость III степени |
56-70 дБ |
Нормальная / громкая речь, дверной звонок |
Может слышать только громкую речь. Со слуховыми аппаратами слышит нормальную разговорную речь. В школе необходимы дополнительные условия (например, FM, место в классе) |
Тугоухость IV степени |
71-90 дБ |
Телефонный звонок, гром, плач ребенка |
Может слышать громкие голоса вблизи. Нуждается в слухопротезировании. В школе необходимы дополнительные условия (например, FM, место в классе) |
Глухота |
Свыше 90 дБ |
Грузовик, бензопила |
Нуждается в слуховых аппаратах или кохлеарной имплантации. В школе необходима дополнительная поддержка (например, FM) |
В последнее время часто стали проводиться хирургические операции по восстановлению утраченного слуха, с помощью протезирования слуховых косточек. Протезы делают из синтетических материалов. Также, хирурги проводят вживление слуховых протезов, эта операция проводится в случаях, когда восстановить слух является невозможным, в частности проводится кохлеарная имплантация, проведение таких операций считается одним из перспективных направлений современной сурдологии. (СМ. раздел «Кохлеарная импланатция»).
Дети и взрослые, которые постоянно проживают в больших городах, подвергаются губительному воздействию шума, на слуховой аппарат.
Специалисты рекомендуют не подвергать свой слуховой аппарат таким источникам шума, как телевизор, домашние кинотеатры, стереосистемы, которые могут издавать повышенную громкость.
В случае подозрений на нарушения слуха необходимо как можно скорее обратиться к врачу.
Детские сурдологи советуют обращать особое внимание на слух вашего малыша. Поскольку определить патологии слуха у детей первого года жизни очень затруднительно, то стоит обращать внимание на такие признаки:
u Уже к концу первого месяца жизни ваш малыш должен перестать проявлять нервозность на громкие звуки,
u К 3 месяцам жизни, ребенок должен улыбаться и замолкать, когда вы обращаетесь к нему с нежными словами, а также поворачивать голову на звуки, которые доносятся со стороны.
u В 9 месяцев, малыш должен прислушиваться к вашему голосу, оглядываться, в поисках источников звуков, которые слышны со стороны, а также лепетать.
u В возрасте одного года, ребенок должен уметь различать свое имя.
Если хотя бы один из перечисленных признаков, характеризующих нормальное развитие слуха у вашего ребенка, отсутствует, как можно раньше обращайтесь за консультацией к специалисту.
О развитии тугоухости в школьном возрасте может свидетельствовать снижение успеваемости в школе, а также ухудшение поведения. Нарушения со слухом легко определить, если ваш ребенок перестал ясно слышать звуки, исходящие из телевизора и просит вас прибавить громкость, постоянно просит повторить сказанное, то у вас есть все основания заподозрить нарушение слуха. Следует обязательно показать ребенка врачу-сурдологу.
Обращаться к специалисту следует своевременно, как только вы заподозрили наличие нарушений слуха. Если заболевание слухового аппарата будет диагностировано поздно, то у ребенка могут возникнуть проблемы с развитием речи, а это приводит к замедлению формирования навыков обучения и общения.