Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Официальный сайт школы-интерната №38 г. Новокузнецк 

Проектная и исследовательская деятельность учащихся

 

        Снижение слуха и отклонение в развитии словесной речи тормозят развитие всех познавательных процессов у  детей с нарушением слуха, накладывают отпечаток на развитие его социальных потребностей, ограничивают общение с окружающими. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление. Каждый неслышащий школьник имеет определенные трудности во взаимодействии с окружающим миром, связанные с дальнейшей социализацией и реабилитацией. Именно этим дети с нарушением слуха, обучающиеся в школе-интернате, отличаются от своих слышащих сверстников.

        Коррекционная направленность обучения  школьников с нарушением слуха предполагает поиск новых форм и методов обучения, направленных на формирование навыков самостоятельности и саморазвития. На современном этапе развития образования учитель в своей педагогической деятельности должен сочетать традиционные методы обучения и современные технологии.

        Анализ опыта работы над проектами в нашей школе, а также изучение психолого-педагогической литературы, позволяют высказать мысль о том, что внедрение в образовательную деятельность проектных технологий помогает нестандартно и более эффективно развивать остаточный слух и речевую деятельность у данной категории детей.

        Проектная деятельность детей в нашей школе основана на взаимодействии «педагог - дети - родители».

        Формирование умений самостоятельно приобретать знания и пользоваться ими, эффективно действовать в жизненной ситуации, адаптироваться в окружающем мире - это   цель, на решение которой направлено применение метода проектов.   

        Для достижения данной цели педагогами нашей школы определены следующие задачи: 

  • приобретение учащимися знаний в смоделированных ситуациях;
  • обогащение и активизация словаря;
  • совершенствование грамматического строя речи, стимулирование
  • коммуникативной деятельности детей;
  • активизация познавательной деятельности и творческих способностей ребёнка;
  • формирование способности организации своей деятельности;
  • овладение умениями взаимодействия в условиях совместной деятельности;
  • повышение педагогической компетентности родителей посредством организации совместной деятельности.

        Данная цель и задачи соответствуют новому Федеральному государственному стандарту специального образования. 

        Проект – это комплексный метод, предполагающий использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приемов, организацию обучения в сотрудничестве. Следует отметить, что организация проектной деятельности в школе для детей с нарушением слуха осуществляется с учетом психофизических возможностей учащихся с недостатками слуха, и коллективная деятельность является приоритетной. Проектный метод – это универсальный метод: он совместим с различными системами обучения и формами организации учебной деятельности (урочной и внеурочной). 

        Известно, что ребенку с нарушением слуха необходимо научиться общению. В связи с этим коллективная деятельность в условиях коррекционной  школы имеет немаловажное значение. Способность выразить свои желания, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. 

        Важным положительным качеством проектной деятельности является его активная форма реализации, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету или нескольким предметам, даёт возможность неслышащим  детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности. Безусловно, для таких детей, как и любой вид творческой деятельности, проект очень сложен. 

        Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития  Проектная деятельность является одной из форм организации образовательного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, обеспечивает: 

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Проектная и учебно-исследовательская  деятельность учеников в специальной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации: 

  • учет психофизических возможностей слабослышащих учащихся; 
  • ведущая и направляющая роль учителя; 
  • помощь и консультация учителя на всех этапах проектной деятельности; 
  • знания не должны подаваться учащимся в готовом виде:  необходимо создание психолого-педагогических ситуаций во время работы над проектом для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками слуха. 

Работу над проектом необходимо строить по принципу усложнения, поэтому в основе должны быть следующие положения: 

  • постепенное увеличение объема знаний и навыков; 
  • выполнение проектов в различных областях, начиная с более знакомых (школа, дом, места отдыха, родной край, времена года и др.); 
  • постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем. 

Педагог должен помочь школьникам: 

  • получить различные материалы, информацию, инструменты и т. д. 
  • обсудить способы преодоления трудностей; 
  • контролировать различные фазы рабочей процедуры; 
  • дать краткий анализ проекта. 

        Методами обучения слабослышащих школьников проектной деятельности являются: наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, упражнения, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов, само-презентация. 

        Нарушение слуха, речевой и мыслительной деятельности требует особых условий в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, а именно, определенной пропедевтической работы. Процесс обучения с использованием метода проектов должен строиться таким образом, чтобы он был направлен на коррекцию, прежде всего дефектов, а также на развитие творческого мышления, самостоятельности, мотивационной сферы и коммуникативной компетенции каждого из учеников. 

 

По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить: 

  • краткосрочные (3–6 уроков); 
  • среднесрочные (от 2 недель до 2 месяцев);
  • долгосрочные (четверть, полугодие, год).

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: 

  • исследовательские;
  • творческие; 
  • информационные;
  • практико-ориентированные проекты.

Этапы проектной деятельности:

  • Поисковый.
  • Аналитический.
  • Практический. 
  • Презентационный.
  • Контрольный. 

        Требования к проектной деятельности   школьников с нарушением слуха  основываются  на  идее - «исходи из ребенка». Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя). С возрастом сложность проектов повышается, педагог ставит перед детьми более сложные задачи.

        Таким образом, формирование проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся с нарушениями слуха происходит на общеобразовательных уроках, на занятиях по  формированию речевого слуха и произносительной стороны речи, самоподготовке, внеклассных занятиях, предметных неделях, тематических праздниках.

        Данная современная образовательная технология должна применяться систематически и органично внедряться в  образовательную  деятельность   с целью достижения наиболее высоких и стабильных результатов в условиях школы-интерната. 

 

Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся (копия)

 

Основные требования к проекту

 

Бланк паспорта проекта

 

Образец паспорта проекта

 

Рекомендации к созданию проекта

 

Победители школьного конкурса проектно-исследовательских работ - 2018

  Проект "Как оживают картинки", 2Б

 

  Проект "Приходите на чаепитие", 2А, 2Б

 

  Проект "Листья нашего двора", 3Б

 

  Проект "Разноцветные моря", 5Б

 

  Проект "Сувениры из фетра. Идеи подарков", 7А, 7Б

 

  Проект "Улицы нашего города", 8А

 

  Проект "Я выбираю свой путь", 9А

 

  Проект "Будущая профессия ребят нашей школы", 9Б

 

  Проект "Экономия электроэнергии", 10Б

 

 

  

 

 

Примеры проектно-исследовательских работ разных лет

    Школьные ученические проекты (первый опыт)

    Проект "Зелёный дом"

     

     Проект "Откуда хлеб на стол пришёл?"

     Проект "Сладкий песок"

     Проект "Ох уж эти фразеологизмы!"

     Проект "Семья"

     Проект "Очень интересная школьная профессия"

     Проект "Космос"

     Проект "Моя семья"

    Проект "Я и моё имя"

    Проект "Литературный калькулятор"

     

     

     

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"