С 2012 года в школе активно ведется работа по профессиональному самоопределению учащихся на федеральной экспериментально-опытной площадки Института теории и истории педагогики Российской академии образования по теме: «Образование и занятость выпускников школы-интерната на рынке труда». Была разработана схема профориентационной работы в МКОУ "Школа-интернат №38".
В настоящий момент в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты в школе следует разработать систему работы, включающую построение индивидуального образовательного маршрута учащегося (на основе диагностических данных) и последующего сопровождения ребенка на протяжении его обучения в школе.
Безусловно, отдельного внимания требуют категории детей, в частности одаренные дети с ограниченными возможностями здоровья и их профессиональная ориентация и самоопределение.
Поэтому в 2016 году стало актуальным открытие в учреждении федеральной экспериментально-опытной площадки Института педагогических исследований одаренных детей Российской академии образования по теме: «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение одаренных школьников с ОВЗ».
Цель: теоретическое обоснование, экспериментальная проверка создания условий, способствующих выявлению, развитию одаренности детей с ОВЗ и их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения с учетом имеющейся одаренности.
Задачи:
1. Исследовать учащихся ОУ на предмет одаренности.
2. Выявить особенности профессионального самоопределения лиц с ОВЗ в процессе профессиональной ориентации.
3. Разработать эффективную и постоянно действующую систему психолого-педагогического сопровождения одаренных детей ОУ.
4. Организовать условия в школе-интернате для развития одаренности учеников и их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
5. Обосновать организационно-педагогические условия развития видов одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы-интерната.
6. Разработать нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности по индивидуализации обучения и развитию одаренности учащихся.
7. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов, работающих с одаренными детьми через социальное кураторство.
8. Отобрать и систематизировать формы работы с одаренными детьми с ОВЗ, в том числе на основе индивидуальных маршрутов сопровождения.
9. Экспериментально подтвердить эффективность системы работы в учреждении по выявлению способностей, развитию одаренности учащихся с ОВЗ и их дальнейшей профессиональной ориентации.
10. Проанализировать подходы к обоснованию критериев оценки результативности развития способностей и профориентации одаренных детей с ОВЗ и апробировать применение этих критериев.
Экспериментальная работа состоит из 3 этапов:
I. Диагностико-организационный (сентябрь 2016 – январь 2017)
Цель – разработка развернутой программы эксперимента.
II. Практический (январь 2017 – май 2018)
Цель – реализация программы по созданию условий психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
III. Обобщающий (сентябрь 2018 – декабрь 2019)
Цель – анализ результатов эксперимента.
Ожидаемые результаты ОЭР:
1. Наличие эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате по развитию одаренности учеников с ОВЗ и их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
2. Разработанное нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение процесса индивидуализации обучения учащегося с одаренностью.
3. Наличие пакета диагностических материалов по выявлению одаренных учеников.
4. Наличие систематизированных форм работы с детьми с особыми потребностями, в том числе через организацию обучения и развития по индивидуальным маршрутам сопровождения учащихся.
5. Введение новых форм организации досуга учащихся с недостатками слуха с учетом вида одаренности.
6. Организация взаимосвязей с учреждениями профессионального и дополнительного образования, осуществляющих дистанционные формы обучения, в том числе с одаренными детьми.
7. Наличие банка автоматизированных программных продуктов по профориентации одаренных учеников.
8. Рост численности одаренных учеников с осознанным профессиональным выбором.
9. Поступление одаренных выпускников в профессиональные учебные заведения в соответствии с индивидуальным маршрутом сопровождения.
10. Повышение мотивации и адекватная оценка родителями профессиональных перспектив профобучения и трудоустройства слабослышащих воспитанников.
11. Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию одаренных учеников и их дальнейшей профориентации.
12. Издание методических материалов по итогам реализации проекта.